
Новости
- Завершена регистрация на региональный педагогический конкурс "Азы сотворчества"
- 01 Декабрь 2025
Экспертиза конкурсных работ продлится до 10 декабря 2025 г.
- Подведены итоги XVIII Макариевских образовательных чтений
- 27 Ноябрь 2025
25 ноября 2025 года в каминном зале Томского епархиального управления прошёл областной оргкомитет, который подвел итоги XVIII Макариевских образовательных чтений, регионального этапа XXXIV Международных Рождественских образовательных чтений.
Итоги конференции "Актуальные задачи современной воскресной школы". День первый.
07 Ноябрь 2012
4-5 ноября в Церковно-культурном центре Богородице-Алексиевского монастыря состоялась III конференция учителей воскресных школ "Актуальные задачи современной воскресной школы". В этом году в конференции приняли участие педагоги церковных школ Томска, Северска, Зоркальцева, Тогура и Каргаска.
Первый день был посвящен обсуждению одного из самых насущных вопросов - взаимодействию семьи и воскресной школы. К участию в дискуссии были приглашены не только педагоги, но и родители от каждой воскресной школы. Конференция была открыта праздничным поздравлением: с литературно-музыкальной композицией, посявщенной празднику Казанской иконы Божией Матери, выступил детский клуб "Колокольчик" (МАОУ гимназия №56 г. Томска). Ребята пришли вместе с родителями, чтобы поделиться своими талантами. Это поздравление послужило отправной точкой для дискуссии собравшихся учителей, поскольку являлось нагладной иллюстрацией позитивного сотрудничества педагога, который находится в гораздо более стесненных условиях светской школы, с родителями.

С напутственным словом к участникам обратился иеромонах Кирилл (Умрилов), директор Церковно-культурного центра Богородице-Алексиевского монастыря. Отец Кирилл сделал акцент в своем выступлении на необходимость слаженного взаимодействия семьи и воскресной школы, так как это главное условие для успешного воспитания и воцерковления. "В школе педагоги видят ребенка 2-3 часа в неделю. Разве можно говорить о каком-то успехе, если дома дети не увидят подтверждения тому, о чем говорит учитель? Наоборот, может заложиться стойкое неверие. Поэтому детские воскресные школы в идеале должны стать школами семейными", - подытожил священник.
Обсуждение продолжилось в открытой интерактивной форме, которая рекомендована для проведения родительских собраний и педагогических советов. Модератором выступила Коновалова Ирина, педагог-координатор Градо-Томского благочиния. Учителя и родители разделились на два "лагеря". "Для того, чтобы мы могли успешно выстраивать сотрудничество, нам необходимо для начала проговорить друг другу взаимные ожидания. Часто бывает так, что родитель, приводя в воскресную школу ребенка, по привычке устраняется от участия в жизни самой школы и уж тем более не ожидает, что ему нужно будет каким-то образом менять свою жизнь. Потому что так принято в российском образовании вообще: школа есть - пожалуйста, воспитывайте. А педагоги, в свою очередь, искренне не понимают и даже обижаются на пассивность и незаинтересованность родителей. Ведь это,как дважды два...Ваше чадо - от вас, родители, будет зависеть, что получится в итоге. Вот и выходит, что очень часто мы вязнем во взаимных недоумениях, вместо того, чтобы обсудить сообща наши желания и возможности. Сегодня мы с вами составим соглашение о сотрудничестве или свод правил, в котором будут прописаны права и обязанности сторон: родителей и учителей " - такое вступление было произнесено перед работой в группах.
Каждая из сторон должна была обсудить ряд вопросов. Родители высказывались по поводу своих ожиданий от воскресной школы и о том, как они видят себя личнов жизни школы. А педагоги формулировали ряд пожеланий к родителям.
Далее модератор обсуждения предложила выступить с тем, что получилось обсудить в группах.

Родители очень оживленно и эмоционально говорили. Многие из них впервые задумались над этими вопросами. От воскресной школы они ждут не только знаний, но и воцерковления, организованного общения детей друг с другом, совместных семейных паломнических поездок, патриотического воспитания детей, кружков, мастерских и пр; еще высказывались немногочисленные папы: "К сожалению, мужчины народ редкий в воскресной школе. Нас было бы больше, если бы в школе организовали горячее питание, т.к. "на чайке" весь день не просидишь, и если бы нам предложили интересное дело. Мы готовы в это вкладываться" Сами же родители готовы помогать и в организации концертов изготовлением декораций, шитьем костюмов, готовы помогать в уборке и обустройстве быта школы, участвовать посильной финансовой помощью.
Педагоги, в свою очередь, озвучили свои пожелания к родителям: быть более дисциплинированными, не опаздывать и не пропускать занятия, не бояться проявлять инициативу, молиться и читать с детьми Священное Писание дома, интересоваться о том, что было на уроке, помогать в концертах и помнить о том, что Церкви нужно послужить, а не приходить "на все готовое".
Подводя итог, модератор предложила ряд возможных способов договориться друг с другом. Участники попробовали составить свод правил нашей воскресной школы. "Такую работу стоить проделать, - завершила Коновалова И. - т.к. вы не только станете лучше понимать друг друга, общее дело двинется быстрее вперед, но и вы облегчите себе труд по включению в жизнь школы новичков."
Понятно, что к единому знаменателю подвести обсуждение не удалось, т.к. это были обобщенные высказывания, оторванные от реальных условий конкретной школы. Но самым положительным эффектом было то, что учителя по-иному взглянули на представителей противоположного "лагеря", а многие родители впервые услышали о реальных трудностях учителей и их переживаниях.
По оконачании дискусии в Церковно-культурном центре обсуждение не прекращалось еще долгое время, звучали высказывания: "Хорошо бы у нас такое собрание проводить хотя бы раз в год!" "Пора создавать родительский комитет!" "Общение за чаем с родителями - это хорошо, но так проблем многих не увидишь, да и говорят, в основном, одни и те же, а надо разбудить пассивных. Надо пробовать!"

назад к списку новостей