Итоги круглого стола с участием школьных педагогов-психологов
11 Ноябрь 2012
30 октября в рамках V Макариевских педагогических чтений состоялся круглый стол "Духовность и нравственность глазами школьного психолога". В круглом столе участвовало15 человек: священник Евгений Воронков, психологи, учителя начальной и средней школы, преподаватель педагогического колледжа, люди, имеющие и не имеющие родительский опыт, - все так или иначе напрямую относящиеся к современному образованию. Вопросы для обмена мнениями на круглом столе были актуальны во все времена, и наше время не исключение. Что такое человеческая семья? Какое значение она имеет в устроении личной и общественной жизни людей и целых народов? Какой смысл придаёт Божественное Домостроительство развивающемуся союзу мужчины и женщины? Обо всём этом задумывается каждое поколение рода человеческого. И это не случайно, потому что за свою долгую историю потомки Адама и Евы не могли не увидеть теснейшую связь между состоянием семьи как социального института и состоянием общества, а порой и всей цивилизации в целом.
По – прежнему на сегодняшний день остаются «недетские» детские вопросы. Где я был, когда меня не было, и вообще откуда берутся дети? Что, когда и как рассказывать ребёнку об «этом»? Какими быть родителями либеральными или снисходительными в вопросах целомудрия? Говорить или не говорить об «этом» с детьми? Что говорить? Когда говорить? Зачем говорить? Каковы последствия раннего полового воспитания.
Сегодня умаляется и вытесняется из сознания ребёнка сакральное. Не востребованы верность, жертвенность, целомудрие, честь и достоинство. Когда на головы наших детей обрушился секс-просвет, возросло количество детских и подростковых трагедий, о которых не принято говорить вслух. А.С.Макаренко советовал: «Никакие разговоры о половом вопросе с детьми не могут что-нибудь прибавить к тем знаниям, которые придут в своё время. Но они опошлят проблему любви, они лишат её той сдержанности, без которой любовь называется развратом. Раскрытие тайны, даже самое мудрое, усиливает физиологическую сторону любви, воспитывает не половое чувство, а половое любопытство, делая его простым и доступным…».
Хочется обратиться к родительскому здравомыслию и мудрой любви. Внимательный взгляд весьма скоро устанавливает закономерность общественного созидания: его вектор всегда направлен от семейного строительства к государственному устроению. Подтверждением тому является вся Священная Библейская история, да и вообще каждый период истории рода человеческого – вплоть до новейших событий.
Последовательность распада цивилизации зеркально отражает формулу её созидания: деградация семей неизбежно приводит к вырождению народов. Поэтому когда мы читаем в Библии призыв Моисея: «Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твоё» (Втор. 30, 19), - мы без сомнения относим его и к себе лично, и каждой семье нашего народа. Выражаясь современным языком, можно без преувеличения сказать, что духовное благополучие семьи является стратегическим вопросом жизни нации: мир, который мы оставляем детям, зависит от детей, которых мы оставляем миру.
Иногда разумнее даже сказать своему ребенку правду на год раньше, чем он сможет воспринять, чтобы не доставить врагам нашего спасения возможности бросить вредоносное семя в его душу.
Несколько советов родителям перед беседой или разговором с ребёнком на доверительные темы святителя Луки (Войно-Ясенецкого 1877-1961), архиепископа Симферопольского и Крымского, профессора, доктора медицинских наук.
1. "Разъяснения должны даваться ребенку осторожно и целомудренно, но без робости и стыда, тогда, когда он начинает спрашивать об этом.
2. Не следует также называть брак и деторождением «самым прекрасным, что только есть в человеческой жизни», потому, что это не согласуется с учением Православной церкви. Но не надо и пугать «скверной» и «срамом».
3. Тон беседы не должен быть легкомысленно-шутливым, ни тем более таинственно-заговорщическим – желательно, чтобы он был в меру серьезным и спокойным. Где речь идет о «биологии» и «физиологии», там уместен настрой научно-популярной книги. В отдельных случаях можно и пошутить, чтобы разрядить напряжение (прежде всего свое собственное).
4. Наконец, не увлечься бы одной «плотской» стороной вопроса. Наоборот, давая научно-популярные объяснения, говорить с ребенком не только о творении (природе), но и о ее Премудром Творце.
5. Хочется предложить еще один совет. Не лучше ли в словосочетаниях «половая жизнь», «половые отношения», «отношения полов», слово «половой» заменить на «брачный» («брачные отношения» и т.д.), а «полы» - на «супругов»? Отношения мужчины и женщины в браке – вот наша тема, а то, что вне брака, есть грех и блуд, о чем можно позже побеседовать с подростком отдельно…
6. Важно также выбрать подходящее время для беседы. Было бы ошибкой, обрекающей беседу на «провал», прерывать детскую игру, брать ребенка «за шиворот» и усаживать рядом с собой: «Слушай!». Выслушивая «по обязанности», дитя вряд ли сможет воспринять рассказ.
7. Детские психологи полагают - да и сами родители убедились на опыте, - что наилучшее время для доверительных бесед с ребенком – это время болезни или перед сном, когда ребенок лежит в постели, но не хочет спать, а просит маму посидеть с ним и что-нибудь рассказать. Плотское начало личности в это время смиряется, дневная суета отступает, и детская душа становится особенно восприимчивой. Удобное время можно найти и днем, но только если ребенок сам ищет доверительного разговора с матерью.
8. С подростком надо говорить по-другому. Беседу с взрослеющим сыном лучше перепоручить отцу (если у них сохраняются доверительные отношения) или опытному священнику. Что касается девочки, то и она в подростковом возрасте (который наступает у нее несколько раньше) нуждается в разъяснениях и душеполезных наставлениях. Разговор с дочерью о функциях ее подрастающего организма даст матери возможность побеседовать с ней на самые серьезные темы, связанные с подготовкой к брачному периоду, частотой и целомудрием…
9. И еще одно: родителям никогда не придет в голову дать своему ребенку в руки острый нож, не предупредив о грозящей опасности при общении с ним. Им не придет в голову обвинять дитя и с негодованием отворачиваться от него, когда, не подозревая об опасности, оно порежется до крови. И ведь родители знают, что в их ребенке пробуждаются телесные, плотские силы, которые могут оказаться для него более опасными и роковыми, чем самый острый нож. Но все-таки оставляют ребенка без всяких разъяснений, без всяких наставлений. Такой ли должна быть истинная родительская любовь?.."
Тайна зачатия – вот что подсознательно интересует подрастающего ребенка, и от родителей во многом зависит то, какое представление сложиться у него в будущем об отношениях мужчины и женщины.
Подготовила Ярославцева Л. С.
назад к списку новостей