Макариевские образовательные чтения - Информационно-методический центр г. Томска начал серию семинаров для педагогов ДОУ
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх


Новости

Все новости


Информационно-методический центр г. Томска начал серию семинаров для педагогов ДОУ

10 Ноябрь 2021

Первая часть запланированных семинаров прошла с 3 ноября по 10 ноября 2021 г. на платформе moodle.imc.tomsk.ru

Духовно-нравственное воспитание и развитие личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Оно обеспечивает духовное единство народа и объединяющих его моральных ценностей, политическую и экономическую стабильность.

В последнее время мы очень много говорим о нравственном воспитании, целью которого является гармоничное развитие личности ребёнка, создание в его сознании основополагающих принципов нравственности, основанных на православных, культурно-исторических российских традициях. Именно поэтому вопросы духовно-нравственного воспитания особенно актуальны для современной образовательной системы. 

Под духовно-нравственным воспитанием понимается процесс целенаправленного содействия становлению духовно-нравственной сферы ребёнка. 

Основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура той среды, в которой живёт ребёнок, в которой происходит его становление и развитие. В первую очередь, это духовная культура семьи и образовательного учреждения. Тот дух, который царит в семье и детском саду, оказываются определяющими в формировании внутреннего мира ребёнка.

Все направления современного дошкольного образования - социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие - перекликаются с духовно-нравственным воспитанием дошкольников. Педагоги детского сада осуществляют воспитание и развитие детей через организованную детскую деятельность на занятиях, во время чтения художественной литературы, в ходе бесед и сюжетно-ролевых игр, в процессе самостоятельной детской деятельности. 

С 3 ноября 2021 г. по 11 ноября 2021 г. прошли семинары для педагогических работников дошкольных учреждений в рамках ХIV Макариевских образовательных чтений  «К 350-летию со дня рождения Петра I: секулярный мир и религиозность», организованных МАУ ИМЦ на платформе moodle.imc.tomsk.ru.

3 ноября 2021 года прошел офлайн семинар «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста». Опыт работы представили педагоги ДОУ №№ 69, 79.

По мнению некоторых историков, Петр расколол историю России надвое – на Россию допетровскую и постпетровскую. С другой стороны, реформы Петра I явились следствием кардинального преобразования российского государства, зародившегося уже при Иване IV, и Петр I их только расширил и укрепил, дал толчок к ускоренному развитию страны. „Петровская “ эпоха в истории России сложна и неоднозначна. Во всяком случае, она имеет для развития, формирования и понимания России решающее значение.

«На меня, как на педагога, - сказала Воднева Ольга Петровна, специалист Отдела религиозного образования и катехизации Томской епархии, - произвело большое впечатление то, как творчески подошли педагогические работники МАДОУ Детский сад комбинированного вида № 69 г.Томска и МАДОУ Детский сад общеобразовательного вида № 79 г.Томска к реализации достаточно серьезной и объемной темы ХIV Макариевских образовательных чтений «К 350-летию со дня рождения Петра I: секулярный мир и религиозность»». Вниманию педагогов были представлены презентации, конспекты мероприятий, видеоматериалы, в которых отражен опыт знакомства детей старшего дошкольного возраста с эпохой Петра I, через игровую, подвижную и продуктивную деятельность, тем самым формируя основы патриотизма и гражданственности. В интервью дети подготовительной группы рассказали, что они в своём небольшом возрасте знают о Петре I.

«Оказалось очень сложным определить для себя какие из представленных на семинаре работ достойны большего внимания педагогического сообщества, - продолжила Ольга Петровна. -  Меня просто покорили музыкально-спортивный праздник для детей старшего дошкольного возраста «Петр Великий» (авторы: Перфильева Анастасия Леонидовна, инструктор по ФК МАДОУ № 79; Соколовская Татьяна Федоровна, музыкальный руководитель МАДОУ № 79) и ОД в старшей группе «Знакомство с эпохой царя Петра I» (авторы: Жакиинова Татьяна Сергеевна, воспитатель МАДОУ № 69; Арестова Елена Геннадьевна, инструктор по ФК МАДОУ № 69; Ворошилова Галина Александровна, музыкальный руководитель МАДОУ № 69), игра – викторина для родителей «Петр Великий» (авторы: Козюрина Ирина Петровна, педагог первой квалификационной категории МАДОУ № 69), презентация «Какие растения пришли в Россию с Петром I» (автор: Лебедева Наталья. Михайловна, старший воспитатель МАДОУ № 69)»

8 ноября 2021 года прошел офлайн семинар «К 350-летию со дня рождения Петра I: секулярный мир и религиозность». Опыт работы представили педагоги ДОУ № 1.

Личность Петра I в нашем сознании неразрывно связана с реформами, превратившими наше Государство в великую державу. Это стало возможным, благодаря настойчивости и трудолюбию этого человека. Именно эта черта характера Великого Государя послужила темой образовательной деятельности для детей средней группы по теме «Сделал дело, гуляй смело» (авторы: Богомолова Наталья Николаевна, воспитатель; Тищенко Маргарита Федоровна, воспитатель, МАДОУ Детский сад комбинированного вида № 1 г.Томска)

О Петре I как о реформаторе, строителе, плотнике, мореходе и о качествах, которые способствуют созданию представленных образов, можно узнать из презентации «Великий Пётр царь – реформатор, строитель, плотник, мореход» (авторы: Осипенко Галина Николаевна, воспитатель; Пашкова Елена Сергеевна, воспитатель, МАДОУ Детский сад комбинированного вида № 1 г. Томска)

«Труд потерял свою престижность и стал исключительно средством получения зарплаты.  Но без упорного труда нация гибнет, ее обходят, а затем уничтожают другие нации – таков жестокий закон геополитики.  Именно поэтому эпоха Петра I интересна современным педагогам, - сказала Воднева Ольга Петровна, специалист Отдела религиозного образования и катехизации Томской епархии, - как завет из прошлого, о том, как создать Великую державу».

9 ноября 2021 года прошел офлайн семинар «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста». Опыт работы представили педагоги ДОУ № 21.

Реформаторская деятельность Петра I стимулировала развитие русской музыкальной культуры нашего времени. Его преобразования, в музыкальной культуре заложило начало русской военной музыки европейского типа, способствовало развитию инструментальной (оркестровой и ансамблевой музыки), созданию условий к появлению национального театра, способствовало развитию хорового искусства.

«Очень удивила и порадовала своей глубиной и объёмом не только интересной, но и полезной информации презентация «Роль Петра I в развитии музыкального искусства России» (авторы: Гузикова Ирина Родионовна - музыкальный руководитель; Тамбовцева Евгения Владимировна - старший воспитатель, МБДОУ Центр развития ребёнка-детский сад №21 г. Томск)». – сказала Воднева Ольга Петровна, специалист Отдела религиозного образования и катехизации Томской епархии.

Игровая деятельность в дошкольных образовательных организациях, это основной вид деятельности, эта та образовательная среда, в которой дети получают базовый жизненный опыт, А видеоматериалы по теме: «Детские игры в эпоху царя Петра I» (авторы: Гончаренко Мария Евгеньевна, воспитатель; Чернякова Виктория Игоревна, воспитатель, МБДОУ Центр развития ребёнка-детский сад №21 г. Томск ) погружают в мир беззаботного детства, наполненного радостью и лёгкостью.

Понятие моды в России связывают именно с именем Петра I. За три десятилетия ему удалось не только переодеть консервативное русское дворянство на европейский лад, но и изменить стиль поведения и мышление столичных и московских жителей. Как это происходило демонстрирует презентация «Мода во времена правления Петра I» (авторы: Кырнова Екатерина Ивановна, воспитатель; Патракова Елена Михайловна, старший воспитатель, МБДОУ Центр развития ребёнка-детский сад №21 г.Томск).

При Петре I в Россию стали завозить миниатюрные предметы, которые выполняли роль, не только игрушек, но и были «своеобразными деньгами» для расплаты за совершенные покупки. Как изготовить миниатюрные предметы рассказали и показали в своём матер-классе «Изготовление миниатюрных предметов для забавы, как наследие Петра I» Шмидт Ксения Николаевна и Разорина Елена Васильевна, воспитатели МБДОУ Центр развития ребёнка-детский сад №21 г.Томск.

10 ноября прошел офлайн семинар «Духовно-нравственное воспитание как основа  гармоничного развития личности дошкольников». Опыт работы представили педагоги ДОУ № 77.

«Без помощи семьи Государство бессильно воспитать гармоничную личность. Огромное значение для воспитания имеет семейный уклад. Именно по этой причине презентация опыта работы Тепляковой Ирины Николаевны и Шапошниковой Татьяны Геннадиевны, воспитателей МАДОУ Детский сад общеразвивающего вида № 77 г. Томска, представленного в проекте «Семья и семейные традиции», является актуальным и представляет ценность для педагогического сообщества», – сказала Воднева Ольга Петровна, специалист Отдела религиозного образования и катехизации Томской епархии.

«В последнее время мы много говорим о необходимости сохранения родного языка, как отражения культуры, традиций и самосознания русского народа, - продолжила Ольга Петровна, - поэтому сказка, на мой взгляд, является именно таким средством воспитания детей». Формирование основ моральных качеств начинается ещё в дошкольном детстве. От того насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит духовно-нравственное развитие ребёнка. Педагогические работники МАДОУ Детский сад общеразвивающего вида № 77 г. Томска, Малькова Жанна Владимировна, воспитатель, Володько Елена Витальевна, учитель-логопед и Бутко Юлия Анатольевна, музыкальный руководитель, на примере мероприятия «Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников посредством русского народного творчества». Инсценировка русской народной сказки «Коза-дереза» представили свой опыт работы с детьми в дошкольном учреждении.

Имя Петра I стоит в первых рядах великих исторических деятелей России, принесших славу нашему Отечеству. Трудно переоценить заслуги этой исторической личности для Российского государства. Он вывел страну на путь ускоренного экономического, политического и культурного развития, инициировав коренные преобразования в ее государственном строе, экономике и культуре. В годы правления Петра Алексеевича были открыты первые военные и профессиональные школы, типографии и музеи, публичные библиотеки и театры, появились военно-морской флот и регулярная армия. В 1703 году Петр I заложил город Санкт-Петербург, ставший столицей государства, а в 1721 году Россия была провозглашена империей. Благодаря преобразованиям Петра I Россия стала одной из великих держав мира.

«Понимая эти моменты, я получила искреннее удовольствие от проекта «Землю русскую прославивший Петр I». Образовательная деятельность «Петровские потехи», подготовленного и реализованного Толстенко Ольгой Петровной, инструктором по ФК» - сказала Воднева Ольга Петровна, специалист Отдела религиозного образования и катехизации Томской епархии.

11 ноября прошел офлайн семинар «Страницы истории и культуры – источник патриотического воспитания детей дошкольного возраста» (из опыта работы ДОУ № 95).

Во все времена патриотизм является необходимым условием единства, величия и могущества Российского государства. В современных российских условиях патриотическое воспитание общества может способствовать возрождению его национальных ценностей и традиций.

Патриотизм – это социальное чувство, которое характеризуется привязанностью к родному краю, народу, его традициям. А нравственно-патриотическое воспитание – это система мероприятий, направленных на формирование у граждан чувства долга по отношению к родной стране, национального самосознания, готовность защищать свою Родину.

Ткачева Ольга Петровна, воспитатель МАДОУ Детский сад комбинированного вида № 95 г. Томска представила свой опыт решения поставленных задач в докладе по теме «Образ Петра I в формировании нравственно-патриотических качеств дошкольников». В своем докладе она подчеркивает, что данные задачи необходимо осуществлять через интеграцию образовательных областей: познавательной, социально-коммуникативной, речевой, художественно - эстетической.  И рекомендует педагогам могут использовать в своей работе такие формы и методы как познавательное, социально-коммуникативное, речевое, художественно – эстетическое развитие, образовательная и самостоятельная деятельность детей и работа с родителями. Доклад был очень подробным, информационно насыщенным, за каждой строкой, чувствуется личное неравнодушное отношение человека.

«Ориентация российской системы образования на общекультурное развитие исторически является одной из приоритетных позиций. Основная цель работы с дошкольниками по ознакомлению их с историей и культурой родного города заключается в воспитании у них чувства гордости и уважения к месту его проживания специалист Отдела религиозного образования и катехизации Томской епархии.

Стратегические ориентиры воспитания сформулированы Президентом Российской Федерации В. В. Путиным: «…Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России – зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом».

Доклад «Петровское наследие в формировании культурных и интеллектуальных ценностей дошкольников» Нильзен Юлии Юрьевны, воспитателя МАДОУ Детский сад комбинированного вида № 95 г. Томска продолжает тему приоритетных задач Российской Федерации доказывая на практике возможность реализации данных задач через практические формы и методы работы.

Ключевое для Петра и, соответственно, для его времени понятие — школа. Для того чтобы обучиться ремеслу, он задумал Великое посольство в Европу. Особенно сильно его интересовало кораблестроение. Корабль для него был образцом рациональности: в нем все должно быть продумано до мелочей, каждая деталь должна иметь свою ясную функцию. Из Западной Европы Петр, помимо прочего, вернулся с идеей о том, что Россия должна развиваться как торгово-промышленная держава, а для торговли выход к морю был необходим. Царь Петр заложил крепость, и, таким образом, основал город Санкт-Петербург в 1703 году. Строители строили земляную крепость по плану, который разработал сам царь, вместе с французским инженером Жозефом Ламбером. Крепость повторяла очертания острова и была похожа на вытянутый шестиугольник. Чтобы построить крепость остров пришлось немного расширить, то есть, сделали насыпи и увеличили остров. Крепость заняла собой всю поверхность острова, поэтому, даже если бы приплыли вражеские суда, солдатам некуда было бы высадиться!

Замечательный опыт интеграции образовательных областей был представлен педагогами дополнительного образования МАДОУ Детский сад комбинированного вида № 95 г. Томска Гусевой Юлией Васильевной в проекте «Здесь встала на века Петропавловская крепость», легоконструирование с детьми подготовительной группы и Мойсеевой Елены Васильевны в видео занятии «Мы указ петровский выполняем – флот всегда в готовности стоит». Просто, понятно и доступно педагоги смогли донести содержание реформ Петра I до детей через активизацию интеллектуальных и творческих способностей.

Очень творчески к решению проблемы рассказать дошкольникам о реформах Петра Великого подошли Ильдякова Ирина Сергеевна, музыкальный руководитель МАДОУ Детский сад комбинированного вида № 95 г. Томска, Арнст Марина Александровна и Тесленко Елена Николаевна, воспитатели МАДОУ Детский сад комбинированного вида № 95 г. Томска. Они подготовили Игра-путешествие «А Петр глядит из таинства времен», во время которой были использованы как традиционные, так и нетрадиционные формы и методы подачи материала. В результате дети не только получили положительные эмоции, но и познакомились с историей своей страны.

11 ноября 2021 года «Проекты «Время Петра 1» для организации мини-музея «Лента времени. История России» (опыт работы МБДОУ «Чажемтовский детский сад» Колпашевского района)

«Замечательный опыт работы представили наши коллеги из Колпашевской епархии, – сказала Воднева Ольга Петровна, специалист Отдела религиозного образования и катехизации Томской епархии, - постоянный обмен опытом укрепит тесное творческое сотрудничество между педагогическими работниками дошкольных учреждений наших епархий».

Заместитель заведующего МБДОУ «Чажемтовский детский сад» Фишер Татьяна Викторовна организовала в детском саду проект «Ленты времени», данный проект способствует получению знаний у детей дошкольного возраста об окружающем мире на основе сравнения по временным отрезкам по типу «Древность, старина, современность», что способствует формированию у детей пространственно-временных связей.

Воспитатели: Евдокимова Алена Петровна и Порозова Анастасия Александровна знакомили детей младшего возраста с эпохой Петра I, через продуктивную и игровую деятельность.

Долгополова Виктория Юрьевна, учитель-логопед рассказала про организованную образовательную деятельность по развитию речи, которое способствовало обобщению знаний и уточнению понимания словарного запаса у детей старшего возраста устаревшими словами о царе - Петре I.

Знакомство детей с исторической личностью Петра I, с отдельными событиями в истории России времён правления Петра I, погружение в эпоху времён правления Петра I, представлений об эпохе Петра I, в организованной игровой деятельности, обо всем этом рассказала Хонякина Татьяна Юрьевна, воспитатель МБДОУ «Чажемтовский детский сад». 

«Огромное спасибо всем педагогическим работникам дошкольных учреждений, принявших активное участие в Чтениях и подаривших праздник опыта, таланта и вдохновения в этот непростой для всех период. Приглашаю к сотрудничеству и участию в конкурсе «Святые земли Русской», а также в Рождественском конкурсе "Христос родился! Бог воплотился!"» - сказала в заключении Воднева Ольга Петровна, специалист Отдела религиозного образования и катехизации Томской епархии.

Текст: 
Фатеева Ольга Ивановна, методист МАУ ИМЦ
Воднева Ольга Петровна, специалист ОРОИК Томской епархии



назад к списку новостей