Макариевские образовательные чтения - Педагоги школы № 68 г. Томска представили свой опыт работы
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх


Новости

Все новости


Педагоги школы № 68 г. Томска представили свой опыт работы

12 Ноябрь 2021

12 ноября 2021 г.на платформе moodle.imc.tomsk.ru прошел Семинар «Петр I как новая эпоха мирской и духовной жизни в судьбе России»

 25 января (5 февраля по новому стилю) 1721 года был высочайше утвержден уникальный документ, получивший название «Духовный регламент», или «Устав духовной коллегии». Им было объявлено о начале новой эпохи, вошедшей в историю Русской православной церкви как синодальный период. Лишь в советское время РПЦ вновь обрела патриаршество, споры же вокруг двух веков «коллективного управления» не утихают по сей день, и, видимо, не закончатся никогда.

Как ни парадоксально, но документ, на два столетия определивший судьбу русской церкви. В Российской империи XVIII — первой половины XIX века деяния Петра Великого воспринимались исключительно положительно и даже восторженно, что, естественно, не способствовало их научному обсуждению. Светские ученые эту тему подробно не рассматривали, церковные мыслители тоже не стремились анализировать существующий порядок, возможно, из соображений безопасности — как бы не стало хуже.

За первые десятилетия правления Петр издал великое множество указов в отношении церковных вопросов, но до приведения их к общей логике дело дошло лишь в 1718 году. Поручил это государь Феофану Прокоповичу — с одной стороны, своему доверенному лицу, с другой — священнику, игумену Братского монастыря и ректору Киево-Могилянской академии. Из бесед Петра и Феофана и родился обобщающий Регламент. Писал его Феофан, Петр собственноручно редактировал — сохранились даже страницы с царскими правками. В итоге получился документ совершенно уникальный — отчасти памфлет, в то же время — церковный кодекс (с текстом присяги), написанный скорее в духе библейских традиций, нежели по правилам юриспруденции.

Дабы Регламент имел каноническую силу, Петр приказал представить его для ознакомления всем крупнейшим иерархам русской церкви и настоятелям самых известных монастырей. Сделано это было в стиле государя-реформатора — полковник Давыдов с текстом проекта объехал всех упомянутых в списке, требуя от каждого или подписи, или мотивированного письменного отказа от оной. Через семь месяцев были собраны автографы 19 епископов, 48 архимандритов, 15 игуменов и 5 иеромонахов. Отказавшихся не нашлось. Лишь после этого 25 января 1721 года Петр подписал Регламент.

В рамках семинара была поставлена задача осветить деятельность Петра I с целью применить полученный материал в своей профессиональной деятельности. Таким образом, была представлена информация по следующим направлениям:

  • Взаимоотношения Петра I с церковью. Докладчик, С.И. Новиков, рассказал, как преодолевалась власть церкви над обществом, с какими трудностями столкнулся царь, ломая систему церковного влияния.
  • Изменения системы образования. Докладчик, В.К. Пенский, изложил, как Петр повлиял на систему образования, заложил основы прикладного обучения на европейский манер.
  • Интеграция России с европейским миром. Докладчик, А.В. Мясоедов, подчеркнул, насколько значимо для России было навести более прочные экономические и культурные мосты с Европой, и как это повлияло на сегодняшнюю жизнь.
  • Развитие науки.  Докладчик, С.М. Довиденко, рассказал про взлет научных достижений при самодержце, достижениях, заложивших основу последующего прогресса.
  • Русский флот. Докладчик, Д.В. Васильев, высказался про закладку русского флота и особенностях присвоения имени первым русским кораблям.
  • Петербург. Докладчик, А.А. Гайдашов, осветил сочетание культуры и истории в новой столице, привел примеры из этих областей.
  • Влияние реформ Петра I. Докладчик, Е.Е. Макарова, подвел итоги правления, проанализировал сильные и слабые стороны царствования Петра, осмыслил значимость импульса развития, инициированного императором.

 

 По материалам Известия https://iz.ru/1115164/georgii-oltarzhevskii/ponezhe-v-edinoi-persone-ne-bez-strasti-byvaet-kak-petr-i-lishil-tcerkov-edinonachaliia

С материалами семинара можно познакомиться по ссылке    http://moodle.imc.tomsk.ru/enrol/index.php?id=136.

 

Текст:
Фатеева Ольга Ивановна, методист МАУ ИМЦ г. Томска
Воднева Ольга Петровна, специалист Отдела религиозного образования и катехизации Томской епархии



назад к списку новостей