Макариевские образовательные чтения - Лекцию «Александр Невский между Востоком и Западом: цена выбора» прочитал для томичей гость Макариевских образовательных чтений
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх


Новости

  • «Дарите доброту сердец!»
  • 19 Ноябрь 2024
  • 17 ноября 2024 года по благословению митрополита Томского и Асиновского Ростислава в Томской областной универсальной научной библиотеке имени А. С. Пушкина прошёл концерт для семей с детьми с ограниченными возможностями здоровья «Дарите доброту сердец».

     

  • Благодарственное слово учителя о церемонии награждения
  • 14 Ноябрь 2024
  • Участники события услышали Архипастырское слово Митрополита Томского и Асиновского Ростислава и увидели награждение победителей в номинациях и конкурсах регионального этапа Международных образовательных Рождественских чтений.

Все новости


Лекцию «Александр Невский между Востоком и Западом: цена выбора» прочитал для томичей гость Макариевских образовательных чтений

04 Ноябрь 2021

4 ноября в актовом зале Томской духовной семинарии состоялась лекция директора Института истории и социальных наук Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург), доктора исторических наук, профессора Романа Александровича Соколова.

Профессор Роман Александрович Соколов приехал в Томск специально для участия в XIV Макариевских образовательных чтениях по приглашению  организаторов Чтений. Как историк он уже давно занимается изучением жизни и деятельности святого князя Александра Невского. В 2013 году им была защищена диссертация на тему «Александр Невский в отечественной культуре и исторической памяти».

В этом году, посвященном 800-летию со дня рождения великого князя  Александра Невского, Роман Александрович выступал с лекциями и докладами о святом князе на различных конференциях в нескольких российских городах. Например, в мае он принял участие в Международной научно-богословской конференции «Мир Александра Невского. Русь в XIII в.», которая проходила в Москве, в Сретенской духовной академии.

На лекцию ученого-историка в актовом зале Томской духовной семинарии собрались руководитель Отдела религиозного образования и катехизации Томской епархии протоиерей Святослав Зулин; проректор по воспитательной работе ТДС иерей Вячеслав Кабанин; доктор философских наук, профессор ТГПУ Ольга Тимофеевна Лойко; доктор философских наук, кандидат исторических наук, профессор ТГПУ Наталья Ивановна Сазонова; педагоги, семинаристы, студенты и все, интересующиеся данной темой.

На мероприятии были соблюдены все противоэпидемические меры.

В начале встречи Роман Александрович поделился, что он живет в том самом историческом месте, где 15 июля 1240 года состоялась Невская битва – в поселке Усть-Ижора.

Свое выступление ученый сопровождал показом слайдов. На одном из них томичи увидели материальное свидетельство Невской битвы – фотографию наконечника стрелы, который может быть отнесен к 13 веку. Это находка  археолога Петра Егоровича Сорокина была найдена на месте Невского сражения.

Лектор напомнил аудитории, что свое прозвание «Невский» князь Александр получил благодаря Невской битве, но впервые оно было зафиксировано в источнике только в начале 15 века.

Роман Александрович подчеркнул, что ответы на вопросы являются лучшим путем исторического просвещения, особенно если эти вопросы являются не удобными.

По его словам, как правило, россияне знают только о двух сражениях святого князя Александра Невского, хотя в действительности их было намного больше:

– Если спросить у любого из наших соотечественников, чем он известен в первую очередь, то, конечно, вспомнят как раз Невскую битву и Ледовое побоище. И как раз против вот этих двух важнейших заслуг Александра Невского и направлено острие той критики, которая зачастую встречается в средствах массовой информации, в интернет-изданиях и даже в печатных работах.

Признавая немноголюдность участников Невского и Ледового сражений (порядка 2500 тысяч человек с обеих сторон), лектор подчеркнул, что этот факт не может умалять значение победы великого князя Александра.

Он напомнил, что Новгород в это время находился в особо сложных условиях. В 1237-38 гг. разорена была Северо-Восточная Русь, помощи оттуда ждать не приходилось. 19-летнему князю Александру Ярославовичу надо было решать все возникавшие вопросы своими силами, ему нужно было  очень быстро сориентироваться и прибегнуть к неординарному решению.

 Поэтому Александру Невскому на создавшуюся угрозу очень важно было отреагировать сразу же и быстро... Единственный фактор, на который Александр Невский мог делать ставку – это внезапность.

Ученый сообщил, что в целях экономии времени князем было принято решение выступать только с теми силами, которые можно было собрать очень быстро, и двигаться непосредственно к месту сражения не по течению реки Нева, а, не доходя несколько километров до впадения Ижоры, подняться вверх по течению другого притока реки Тосны, углубиться в леса и далее через эти леса выйти к верховью Ижоры.

– Можно сказать, что этот маневр оказался очень успешным, это был фактически обходной маневр. И именно с его помощью удалось достичь фактора внезапности.

Лектор отметил, что в науке много нерешенных вопросов по теме Невского сражения:

 На самом деле в науке дискуссионных вопросов, касающихся Невской битвы, действительно, остается очень много, и ученые до сих пор до конца не сошлись во мнении, на каком именно берегу реки Ижоры это сражение произошло. Неясного остается по-прежнему очень и очень много.

Также Роман Александрович объяснил, почему в западно-европейских источниках ничего не сообщается о Невском сражении – об этом известно только из русских летописей и из жития святого князя Александра.

Из рассказа лектора о результатах работы комплексной экспедиции по уточнению места Ледового побоища, организованной Президиумом Академии наук СССР во главе с советским военным историком Георгием Николаевичем Караевым, томичи узнали, что ученым удалось уточнить карту Чудского озера и прилегающих к нему озер по состоянию на 13 век.

С большим вниманием слушали томичи профессора из Санкт-Петербурга, а по окончании лекции все желающие смогли задать ученому интересующие их вопросы.



назад к списку новостей