Новости
- «Дарите доброту сердец!»
- 19 Ноябрь 2024
17 ноября 2024 года по благословению митрополита Томского и Асиновского Ростислава в Томской областной универсальной научной библиотеке имени А. С. Пушкина прошёл концерт для семей с детьми с ограниченными возможностями здоровья «Дарите доброту сердец».
- Благодарственное слово учителя о церемонии награждения
- 14 Ноябрь 2024
Участники события услышали Архипастырское слово Митрополита Томского и Асиновского Ростислава и увидели награждение победителей в номинациях и конкурсах регионального этапа Международных образовательных Рождественских чтений.
Педагоги Томска о воспитании школьников
08 Ноябрь 2022
3 ноября 2022 года в МАОУ СОШ № 35 прошел семинар для педагогов города Томска «Реализация воспитательного компонента в рамках школьного урока».
В современном меняющемся мире школьникам очень сложно ориентироваться в потоке информации, которая поступает через СМИ и Интернет. В связи с этим, одной из ключевых функций современной школы является воспитание, формирование общенациональных российских духовных ценностей. Именно сформированные ценности помогут школьникам научиться работать с информацией, критически её осмысливать и сделать правильный выбор в вопросах нравственности. От духовного выбора молодежи зависит будущее нашей страны в условиях глобальных вызовов. Новая программа воспитания подразумевает, что воспитание осуществляется не только во внеурочное время, но и является полноценной частью школьного урока. Как сделать урок воспитывающим? Как сформировать доверительные отношения на уроке, способствующие воспитанию? Какие технологии могут помочь учителю в реализации воспитательного компонента урока? Дать ответ на поставленные вопросы – было главной задачей семинара.
Семинар начался с пленарной части, в рамках которой были представлены доклады, посвященные взглядам святителя Макария Невского в вопросе воспитания, актуальности темы воспитания в современной школе и способам выстраивания доверительных отношений со школьниками с целью реализации воспитательного компонента урока.
Святитель Макарий говорил о том, что воспитание – эта та основа, без которой невозможно образование. Это высказывание святителя стало главным тезисом пленарной части семинара. Только школьник, усвоивший духовно-нравственные ценности общества, может следовать нравственному ориентиру в ситуации нравственного выбора. Так как большую часть времени в школе ученик проводит на уроке, именно школьный урок должен стать платформой для воспитания. Это – требование новой программы воспитания.
«Гневом ласковыми не сделаешь и нелюбовью любовь не привлечешь», –говорил святитель, поэтому особое внимание в пленарной части было уделено способам выстраивания доверительных отношений со школьниками. Эти способы были озвучены педагогом-психологом Пискуновой И.Ф. и учителем начальных классов Заботиной В.М.
После пленарной части педагоги приняли участие в работе секций, на которых смогли ознакомиться с методиками, технологиями и приемами, способствующими повышению эффективности воспитательной работы в рамках урока.
«Нравственное воспитание имеет целью правильное образование характера учащихся», – говорил святитель Макарий. Интересный и ценностно-ориентированный урок теперь рассматривается как инструмент воспитания подрастающего поколения. Именно он должен способствовать формированию, образованию нравственной личности будущего гражданина и патриота своей страны, его характеру. Но что конкретно можно воспитывать на уроках химии, биологии, истории или основах финансовой грамотности? И самое главное как? На эти вопросы учителя смогли получить ответы в ходе работы секций.
Всего на семинаре работало три секции: учителей начальных классов, учителей предметов гуманитарного цикла, а также учителей естественнонаучного и физико-математического цикла.
В рамках секции учителей начальной школы была представлена система работы по формированию личности обучающегося через духовно-нравственное развитие и воспитание посредством образовательных технологий. Задачей спикеров стало раскрытие эффективности применения технологий в вопросах воспитания и демонстрация возможностей использования этих технологий. Среди представленного опыта были показаны возможности использования игровых технологий, технологии сотрудничества, визуализации, проблемного обучения и критического мышления. Представленные методики и мастер-классы по их реализации в рамках урока показали слушателям, что даже урок математики может воспитывать ученика, позволяет создать ситуацию, когда ученику нужно будет сделать нравственный выбор, задуматься над решением проблемы. И все это – благодаря грамотному использованию педагогических методик.
На секции предметов гуманитарного цикла особое внимание было уделено развитию коммуникации. Ведь именно грамотное выстраивание диалога, доверительных отношений, создание комфортного психологического климата на уроке позволяет вовлечь ученика в разговор, обсудить проблемные вопросы. Также были представлены технологии по развитию гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания на уроках истории, обществознания, основ финансовой грамотности. В особенности, слушателей заинтересовало выступление коллег, которые представили опыт реализации воспитательного компонента в рамках урока финансовой грамотности. Оказалось, что даже простая задача по составлению семейного бюджета может содержать в себе нравственное зерно, если поставить ученика в ситуацию нравственного выбора, когда он вынужден не только закупить продукты, но и приобрести лекарства неожиданно заболевшему родственнику на ограниченное количество средств. Был проведен мастер-класс по организации читательской конференции на уроке литературы, в рамках которой было предложено обсуждение рассказов Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке» и Г.Х. Андерсена «Девочка со спичками».
Также в рамках семинара вела свою работу секция учителей естественно-научного и физико-математического циклов. Учителя биологии, географии, химии, физики показали, как на своих уроках можно воспитывать патриотизм, любовь к природе, уважение к научному познанию и другие ценности. Составление письма от имени жителей океана, оказавшихся заложниками загрязнения окружающей среды, особенно тронуло слушателей. Такие приемы, как флешмоб, творческие задания, проблемный урок и иные методические приемы также вызвали большой интерес аудитории.
Каждая секция показала, что важно не только развивать предметные результаты обучающихся, но и заниматься формированием основ – ценностей, которые являются фундаментом воспитания личности ученика. Ведь, как говорил святитель Макарий, воспитание есть основа образования.
Семинар посетило более 30 педагогов города Томска из СОШ № 3, 5, 16, 19, 30, гимназии № 18, 24 и Академического лицея. Также гостями семинара стали студенты Историко-филологического факультета, которые получили практико-ориентированные знания и были очень заинтересованы опытом учителей школы. Выступления учителей получили положительные отзывы слушателей.
Методист МАУ ИМЦ г. Томска Фатеева Ольга Ивановна
назад к списку новостей