Макариевские образовательные чтения -
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх


Новости

Все новости


Направления деятельности святителя Макария (Невского),

которые отражены в Чтениях
 
1. Просветительская деятельность, педагогическое наследие
 
      Преосвященный Макарий много заботился о просвещении и обучении детей и взрослых. Еще будучи простым священником, он  занимался работой по пересмотру, исправлению и изданию грамматики алтайского языка.  Изданная в 1869 году грамматика, по мнению специалистов, и ныне входит в золотой фонд мировой тюркологии.  Его перу принадлежит также первая азбука для алтайцев, и несколько других книг на алтайском языке. Один из современников иеромонаха  Макария писал: «Целая литература на неизвестном прежде наречии явилась исключительно его трудами».
    В Томске Владыка широко развернул работу по созданию новых приходов, строительству новых храмов, открытию духовных учебных заведений, школ и других учреждений. За первые 18 лет управления им епархией, с мая 1891 года по 1 января 1909г., в епархии было открыто  229 церковноприходских школ, 767 школ грамоты, 442 приходских попечительств о бедных. Школы при центральных городских храмах, Епархиальное женское училище, Томская духовная семинария существенно расширились и приобрели новые здания.  За годы правления святителя Макария Томская епархия заняла первое место по количеству школ среди сибирских епархий.
   В 1891 году он учредил при архиерейском доме бесплатную библиотеку. В том же году открыл церковную школу при архиерейском доме. Весь учебный и воспитательный процесс здесь строился по указанию Преосвященного Макария. «Ревностный архипастырь даже сам писал для школы изложение истории, христианского домостроительства и главных догматов о Боге и Святой Церкви и ежедневно посещал школу, проверяя знания учеников и общее состояние дела, причем дети, непосредственно чувствуя святительскую ласку, не смущались высокого гостя, не сторонились его, а доверчиво беседовали с Владыкой, обнаруживая иногда наивную, но трогательную близость и простоту общения».
В дальнейшем школа при архиерейском доме преобразовалась во второклассную учительскую школу для подготовки учителей церковно-приходских школ. 
    Особой заботой Владыки была подготовка пастырей и наставников. Воспитательную работу в духовных учебных заведениях он стремился связать с назревшими потребностями времени. В Томских духовных учебных заведениях раньше, чем во многих других епархиях, в программы были включены современные научные дисциплины.
   Сознание великой ответственности за духовно-нравственное здоровье детей — будущего поколения  — побуждало святителя  говорить о воспитании. Святитель Макарий оставил после себя богатое педагогическое наследие. В своих письмах, проповедях и беседах он всегда подчеркивал, что образование без воспитания души и ума лишается основы.
    Много говорил Владыка и о семейном воспитании, отдавая последнему решающую роль: «…помните родители, что школа не исправит ваших детей, если вы испортите их дома. Помните и вы, дети и юноши, что доброе семейное воспитание не сохранит вас от увлечения соблазнами к пороку, если вы не решитесь заранее быть твердыми в добрых правилах воспитания».
 
2. Миссионерская деятельность, диалог культур и языков
 
   Святителя Макария (Невского) именуют Апостолом Алтая. Окончив семинарию, он в 1855 году поступил на службу в алтайскую духовную миссию. В первые годы исполнял обязанности чтеца, преподавал в катехизаторской школе, сопровождал миссионеров в их поездках в самые дикие и труднодоступные места Горного Алтая. Для успеха проповеди, для укрепления христианства в сознании народа требовалось учить его на его родном языке. Для этого Владыка Макарий в совершенстве овладел алтайским языком и его наречиями. Пользуясь знанием языка, весь свой досуг посвящал переводу богослужебных книг на алтайский язык. Святитель Макарий шел здесь за своим выдающимся предшественником архимандритом Макарием (Глухаревым), который одним из обязательных условий прочного успеха просвещения иноверцев ставил перевод Евангелия на их родной язык.
 «…Переводы Макария положили прочное начало той, обширной уже, переведенной письменности алтайской, которая до того развивалась на данных им началах. Начала эти заключались в следующем: перевод на одно из алтайских наречий (телеужское), но с выбором таких слов и оборотов, которые делали бы переводимое понятным алтайцам, говорящим на других наречиях, изучение духа и конструкции алтайского языка, его внутреннего и внешнего склада, чтобы перевод воспроизводил в уме инородца те же мысли и чувства и в том же порядке и направлении, в каком русский текст производит в уме русского свободное творчество в сознании новых слов и в установлении христианской терминологии на алтайском языке, понятом инородцам и в то же время нисколько не напоминающей им прежних образов языческой веры» . Переводы на таких началах делались очень тщательно и обдуманно. Владыка Макарий, чтобы найти и ввести в употребление новый термин, нередко специально отправлялся на несколько недель или месяцев в глухие места Алтая и после многих бесед с местными жителями, убедившись, что для выражения того или иного христианского понятия подходит, а для алтайцев понятно то, а не другое слово или выражение, принимал его к употреблению. Важным событием в просветительской деятельности Алтайской Миссии было составление Преосвященным Макарием алтайской азбуки в 1868г. совместно с Михаилом Чевалковым. 
    В 1883 году святитель Макарий становится начальником Алтайской миссии. За восемь лет служения Владыки Макария в должности ее начальника она развивалась необыкновенно успешно — возросло число станов, церквей, школ, увеличилось количество новокрещенных, открылось Бийское катехизаторское училище, где собирались представители разных племен не только Алтая, но и вообще Томской епархии. 
    В Томске владыка Макарий не оставил своих миссионерских трудов, изменился только их характер. Здесь было много ссыльных людей, которые, формально зная христианское учение, не знали его содержательно.  Владыка в своих проповедях находил именно тот язык, который был понятен и интеллигенции, и простому народу, и бывшим каторжникам.  Главной задачей Святителя Макария было обращение человека любого сословия к традициям и ценностям Православия, раскрытие красоты духовной жизни. 
    
 
   3. Основание трезвеннического движения
 
    Большой молитвенник, человек аскетического склада, Преосвященный Макарий пользовался репутацией сурового и строго наставника. Он выступал против пьянства, сквернословия, обмана, против увлечения  азартными играми.  В 1901 году Владыка утвердил правила первого на Томской земле общества трезвости, созданного при Никольской церкви в Томске, и участвовал в его открытии, разъясняя вредность употребления алкоголя для души и тела. Во многом благодаря  поддержке святителя деятельность впоследствии открытых церковно-приходских обществ трезвости получила наибольшее развитие в Томской епархии среди епархий Азиатской России. В епархии насчитывалось: в 1908 г. — 14, на 1 января 1911 г. — 26 обществ с 2778 членами, в 1912 г. — уже 53 общества.
   Главным направлением деятельности обществ трезвости была религиозно-нравственная и культурно-просветительная работа. Вступающий в общество давал обет трезвости в храме перед св. крестом и Евангелием или перед местно чтимой иконой на избранный им срок (от месяца до пожизненного срока). Общества утраивали торжественные вечерние богослужения, чтения с показом картин с помощью «волшебного фонаря», распространяли антиалкогольную литературу, открывали библиотеки-читальни. Примерно 90 % принявших обет трезвости соблюдали его. 
 
4. Попечительство и благотворительность
 
     Еще одна сторона его епископской деятельности — попечительство. Она была так обширна и последовательна, что в результате  просвещение и благотворение сделались отличительными чертами Томска. И учебно-просветительские, и благотворительные учреждения возникли, в большей части, в епископство Преосвященного Макария. И к концу пребывания владыки на Томской кафедре в городе было одиннадцать церковно-приходских попечительств, занимавшихся сбором средств для бедных, шесть приютов для детей, ночлежный дом, пять богаделен, в том числе одна и для лиц духовного звания. Во время голода 1891 года стараниями томского архиерея было открыто более 500 попечительств по всей епархии и одно центральное епархиальное попечительство. Во время холеры 1892 года епископ Макарий учредил в Томске Дом трудолюбия для безработных женщин для временного заработка, а для детей-сирот — приюты-ясли.
 
 
Труды Святителя Макария (Невского)
 
В современном переиздании (книги доступны в библиотеке Богородице-Алексиевского монастыря)
Митрополит Московский Макарий (Невский) «Избранные слова, речи, беседы, поучения». М.: «Отчий дом», 1996 – 192 с.
Митрополит Московский Макарий (Невский) «Письма к духовной дочери». М.: «Отчий дом», 1999 – 192 с
Святитель Макарий (Невский) «Не отчаивайтесь в Божией помощи» (Письма о духовной жизни). М.: «Сретенский монастырь», 2006 – 472с, ил.
Святитель Макарий (Невский) «Молись, борись, спасайся!» Письма митрополита Макария (Невского) духовной дочери». М.: «Лодья», 1998 – 95с.
 
Архивные материалы
 
Библиография переводных и самостоятельных трудов по 1895 год. "Томск. Еп. Вед." 1895, № 5.
Беседы о христианской жизни и воспитании. СПБ, 1902.
"Образование, права и обязанности женщины". СПБ, 1902.
"Отчет об Алтайской миссии за 1887 год." "Приб. к "ЦВ" 1888, № 38, с. 1048-1051.
"Пастырское послание при наступлении поста". "Церк. Вестн." 1895, № 12, с. 382.
"Слова и речи, произнесенные в Московской епархии в 1879-1882 гг." Изд. I-е, СПБ, 1890.
"Архипастырское послание к пастырям Томской епархии". "Приб. к "ЦВ" 1891, № 39, с. 1323-1330.
"Нужно ли заботиться об обращении раскольников". "Приб. к "ЦВ" 1891, № 49, с. 1745-1748.
"Простые речи о великих делах Божиих". (На русском языке). Томск, 1900.
"Голос Церкви" 1913, июнь, с. 9-18, 1913, июль, с. 3-18.
"Простая речь о Боге и великих делах Божиих". (на Алтайском языке). Томск, 1901.
"Библейские повествования Нового Завета". (на Алтайском языке). Томск, 1901.
"Беседы к язычникам". "Прав. Собес." 1912, июль-август, с. 358.
"Беседы о Св. Причащении". "Приб. к "ЦВ" 1897, № 14, с. 515-518.
"Слово: "Любовь, как мировой закон бытия". "Приб. к "ЦВ" 1903, № 2, с. 41-43.
Речь при вручении жезла новопоставленному епископу Евфимию, второму вик. Томской епархии 18 марта 1912 г. "Приб. к "ЦВ" 1913, № 27, с. 1267.
Речь после хиротонии епископа Модеста Н. "Приб. к "ЦВ" 1913, № 35, с. 1545.
Советы для миссионеров Алтайской и Киргизской миссий и инструкции для учителей миссионерских школ. Бийск, 1887.
"Беседа на Преображение Господне". "Приб. к "ЦВ" 1913 г., № 31, с. 1395.
"Слово в неделю сыропустную на вечерне". "Приб. к "ЦВ" 1914, № 9, с. 467. "Голос Церкви" 1914, февраль, с. 17.
Речь при вручении жезла новопоставленному Преосв. Димитрию епископу Можайскому. "Приб. к "ЦВ" 1914, № 21, с. 939.
Речь при вручении жезла Преосв. Арсению, новопоставленному во епископа Серпуховского, пятого викария Московской епархии 8 июня 1914 года. "Приб. к "ЦВ" 1914, № 24, с. 1061.
Речь пред благодарственным молебном по случаю дарования победы русскому воинству. "Приб. к "ЦВ" 1914, № 35, с. 1552.
Речь при открытии высших богословских курсов при Московском Скорбященском монастыре 8 ноября 1916 г. "Приб. к "ЦВ" 1916, № 47, с. 1123.
"Опомнимся! Покаемся!" "Приб. к "ЦВ" 1908, № 9, с. 407-409.
 
"Полное собрание проповеднических трудов (слов, бесед, поучений, посланий, воззваний и наставлений), за все время его служения в архиерейском сане 1884-1913 гг. Сергиев Посад, 1914.
"Письма к духовной дочери". Сергиев Посад, 1915.
"Беседы о воспитании детей".
"Беседы на всенощном бдении".
"Беседы о Святой Земле и императ. Православном Палестинском Обществе". "Изв. Каз. Еп." 1899, № 7, ср. 203.
"Беседы по поводу зрелищ, допускаемых на Светлой Пасхальной Седмице".
"Беседа пятая о воспитании".
"Беседы к простому народу о том, как должно кормить и воспитывать детей".
"Объединимся". "Голос Церкви" 1914, январь, с. 18.
"Голос архипастыря". "Голос Церкви" 1913, январь, с. 28-30.
"Слово в Неделю Сыропустную на вечерне". "Голос Церкви" 1913, февраль, с. 3-14.
"Христос Воскресе!" "Голос Церкви" 1913, апрель, с. 3-7.
"Архипастырская беседа в день Св. духа". "Голос Церкви" 1913, май, с. 14-18.
"Счастливое рабство и несчастная свобода". "Голос Церкви" 1913, июнь, с. 3-8.
"Архипастырское слово в день Воздвижения Животворящего Креста". "Голос Церкви" 1913, август-сентябрь, с. 3-8.
"Архипастырская беседа о хранении заветов старины". "Голос Церкви" 1913, август-сентябрь, с. 18-24.
"Женский вопрос". "Голос Церкви" 1913, окт., с. 18-28, "Голос Церкви" 1913, декабрь, с. 22-34.
"Архипастырское поучение в начале Рождественского поста". "Голос Церкви" 1913, ноябрь, с. 15-21.
"Беседа на Рождество Христово". "Голос Церкви" 1913, декабрь, с. 11-15.
"С новым годом, с новым счастьем!" "Голос Церкви" 1914, январь, с. 16, 17.
"Беседа на Страсти Господни", после чтения 7-го Страстного Евангелия. "Голос Церкви" 1914, март, с. 16-20.
"Сей день, его же сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь!" "Голос Церкви" 1914, апрель, с. 16-22.
"Беседа в неделю о слепом". "Голос Церкви" 1914, май, с. 16-22.
"Беседа в неделю пятую по Пятидесятнице". "Голос Церкви" 1914, июнь, с. 10-12.
"Речи по случаю войны". "Голос Церкви" 1914, октябрь., с. 19-21.
"Поучение в Рождественский пост". "Голос Церкви" 1914, ноябрь, с. 22-24.
"К Новолетию 1915 года". "Голос Церкви" 1915, январь, с. 11-18.
"Христос Воскресе!" "Голос Церкви" 1915, март, с. 3-7.
"Беседа в неделю пятую по Пасхе о Самарянине". "Голос Церкви" 1915, апрель, с. 11-18.
"Беседа в неделю Первую по Пятидесятнице Всех Святых". "Голос Церкви" 1915, май, с. 18-21.
"Беседа в неделю седьмую по Пятидесятнице". "Голос Церкви" 1915, июнь, с. 12-16.
"Слово на Успение Пречистой Богородицы". "Голос Церкви" 1915, июль-август, с. 10-16.
"Слово в день Покрова Пресвятыя Богородицы". "Голос Церкви" 1916, август-сентябрь, с. 12-15.
"Дар любви". "Голос Церкви" 1916, октябрь, с. 10-14.
"Беседа в неделю пред Рождеством Христовым". "Голос Церкви" 1916, ноябрь-декабрь, с. 11-13.
 
Информационные ресурсы